СМИ о нас




Ранее просмотренные страницы

СМИ о нас

Проекты строительства платных трасс помогут государству и бизнесу преодолеть кризис

В связи с финансовым кризисом о минимизации расходов задумываются целые государства. Экономическая нестабильность может оживить проекты государственно-частного партнерства в сфере строительства платных автодорог в России. В Европе такие модели взаимодействия бизнеса и власти практикуются уже около 40 лет

В России совместные инфраструктурные проекты частных компаний и государства стали возможны в 2005 г., когда вступил в силу закон «О концессионных соглашениях». По оценкам МЭРТ, совокупный объем вложений в отечественную инфраструктуру к 2020 г. составит более $1 трлн, из которых 60% будет обеспечено за счет средств бюджета и инвестфонда, а остальные 40% — за счет частного капитала.

При работе по схеме государственно-частных партнерств (ГЧП) государство снижает расход бюджетных средств, а бизнес имеет возможность долгосрочного инвестирования с уровнем доходности 15-20% годовых под госгарантии. Автодорожное направление предлагает широкое поле деятельности. Из-за плохих дорог Россия теряет до 6% ВВП (около 1,6 трлн руб.) ежегодно, а плотность автодорог в нашей стране в 4 раза ниже, чем в странах Западной Европы. Это позволяет рассчитывать на востребованность и окупаемость подобных проектов. По оценкам Росавтодора, для обеспечения страны достаточным количеством дорог требуется ежегодное финансирование в объеме от 600-800 млрд руб. в ближайшие годы до 1,5 трлн руб. в 2015 г.

При воплощении в жизнь таких дорогостоящих планов бизнес в отличие от госструктур больше заинтересован в эффективной организации цикла строительства и эксплуатации. Кроме того, проекты ГЧП высоконадежны, а прибыльность с каждым годом будет только возрастать. Граждане страны, в свою очередь, тоже могут получить пользу от синергии, так как сейчас несут расходы по развитию и содержанию дорожной сети либо через налоги и сборы, либо напрямую, платя за пользование платными дорогами.

По разным оценкам, только в европейской части России может быть реализовано строительство платных магистралей общей протяженностью от 8000 до 12 000 км. Уже состоялись концессионные конкурсы по Западному скоростному диаметру, участку трассы Москва-Санкт-Петербург и новому выходу на МКАД с автотрассы Москва-Минск. Форма концессии рассматривается и в других секторах — строительстве аэропортов, железных дорог, школ, объектов здравоохранения.

Сегодня нестабильность на мировых финансовых рынках скорректировала планы российского бизнеса, но вряд ли это остановит развитие ГЧП-проектов. Спекулятивные настроения инвесторов скоро поутихнут, а значит, появится возможность обратить внимание на другие, более фундаментальные сферы вложений. Дорожное инвестирование привлекательно для твердо стоящих на ногах крупных инвесторов: такие проекты требуют больших финансовых и временных ресурсов. Только подготовительный цикл строительства может занять 3-5 лет, на заключение концессионной сделки уходит не меньше года, а расчетные сроки окупаемости составляют до 20-25 лет. Однако государство готово поддержать инвесторов. Это не только софинансирование, но и предоставление концессионеру гарантии от недостаточного спроса на услугу.
Автор: Сергей Кербер, руководитель дирекции инвестиционных проектов и программ УК "Лидер"
Источник: Smart Money