СМИ о нас




Ранее просмотренные страницы

СМИ о нас

Большую часть денег на самую масштабную в истории российского правительства инвестиционную программу дадут частные инвесторы

Предварительно программа была одобрена еще правительством Виктора Зубкова. На последнем этапе работы над ней затраты государства были уменьшены, сейчас они составляют всего 35% (см. таблицу). В нынешней программе, наоборот, частных инвестиций меньше половины.

задачи программы

Среди самых крупных проектов ФЦП "Центр — Юг" (перенос железнодорожной магистрали с территории Украины на отечественную территорию, который сократит движение из Москвы на юг с 24 до 15 часов) — развитие железнодорожной инфраструктуры, московского транспортного узла. Всего будет построено 17 000 км новых дорог, реконструировано более 100 посадочных полос, аварийность на 1000 автомобилей снизится в полтора раза, рассказал на совещании в Сочи министр транспорта Игорь Левитин. Начнется реализация крупных инфраструктурных проектов — железнодорожных подходов к Усть-Луге и Приморску (около 150 млрд руб.).

"А что с проектом “Урал промышленный — Урал полярный”, — перебил министра Путин. — Пока инвестфонд дал денег только на проектно-сметную документацию — как дальше строить?" Министр ответил, что 50 млрд руб. даст федеральный бюджет, помогут регионы и частные инвесторы. "А что с Москвой"? — продолжал спрашивать премьер. Столица его особенно беспокоила — прямо перед совещанием во время транспортной выставки мэр Москвы Юрий Лужков сокрушался, что еще "чуть-чуть" — и город встанет. На стендах Путина встречали красные круги и линии, символизирующие заторы и перегрузки. Москве необходимо около 80 станций метро и 135 км дорог стоимостью 4 трлн руб. Программа развития транспортного узла Москвы готова, сообщил Левитин, пообещав "защитить ее перед правительством".

Деньги частные

В последние годы резко выросли инвестиции в транспорт за счет собственных средств РЖД, крупных морских портов и аэропортов, окончательный вариант программы подчеркивает эту тенденцию, подчеркивает представитель Минтранса Тимур Хикматов. Весной только на автодороги государство предполагало потратить 8,8 трлн руб., а сейчас все госзатраты почти вдвое ниже.

Частные инвестиции в транспорт, чтобы соответствовать программе, должны вырасти с 1-2% до 4-5% ВВП, подсчитал аналитик "Тройки диалог" Геннадий Суханов.

Проекты привлекательны для инвесторов. Так, из 379 млрд руб. частных средств, которые должны быть привлечены на проект "Урал промышленный — Урал полярный" до 2017 г. (всего он стоит 543 млрд руб.), уже заключены договоры на привлечение почти половины средств — 170 млрд руб., делится гендиректор одноименного ОАО Виктор Басаргин. В развитие аэропорта "Кольцово" (Екатеринбург) только в этом году инвесторы вложат 4 млрд руб., в ближайшие 3-4 года планируется освоить еще 30 млрд руб. частных инвестиций, гордится первый замгубернатора Свердловской области Михаил Максимов.

Вряд ли удастся привлечь в инфраструктуру 7 трлн руб. частных денег, сомневается мэр Москвы Юрий Лужков: нужны культура платных дорог и нормативная база, делающая такие вложения выгодными.

Облигации и пенсии

Всего с рынка предстоит привлечь около 7 трлн руб., озабочен предправления Сбербанка Герман Греф. Часть средств дадут не стратегические, а портфельные инвесторы. Российские дороги не менее привлекательны для инвестора, чем китайские, а там 70% дорожного строительства финансируется за счет инфраструктурных облигаций. Выпускать их уже можно, но облигации должны быть гарантированы инвестфондом и Внешэкономбанком, сказала министр экономразвития Эльвира Набиуллина.

"Мы думаем об инструментах гарантирования инфраструктурных облигаций", — подхватил глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев: в управлении у ВЭБа 350 млрд руб. пенсионных средств, которые будут востребованы вкладчиками после 2020 г. Частично этот ресурс можно использовать под госгарантии, сказал Дмитриев. Путин согласился, отметив, что нужны "абсолютная гарантия вложений и гарантированная доходность".

На госгарантии могут быть в первую очередь направлены новые поступления пенсионных средств, говорит представитель ВЭБа Андрей Мазуров: в этом году это 80-90 млрд руб. В Европе инвестпроекты дают доходность, сопоставимую с российской инфляцией, отмечает он: 10-12%.

Использование пенсионных денег на госгарантии с Минфином пока не согласовывалось, вопрос будет обсуждаться, отметил замминистра финансов Антон Силуанов. Есть и альтернативный механизм бюджетных гарантий, отметил он. Для инвесторов не важно, гарантирует возврат облигаций бюджет или ВЭБ, считает экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

Если ставка облигаций будет на уровне 10%, они вызовут интерес у иностранных инвесторов, считает Николай Подгузов из "Ренессанс капитала".

Для инвесторов привлекательны концессии, отмечает директор по инвестициям УК "Лидер" Сергей Кербер: "Используя средства инвестфонда, часть рисков инвестора государство берет на себя".

Источник: Ведомости